Рецепты Леонардо да Винчи. 1.78. Смертный дым. Возьми мышьяк и смешай с серой или реальгаром. Способ розовая вода. Отстоенная жаба, а именно наземная. Пена бешеной собаки и отстоенный кизил. Тарантул тарентский. Порошок медянки или извести ядовитой для бросания на корабли. 1.81 Жизнь нашу мы создаем смертью других. В мертвой вещи остается бессознательная жизнь, которая, вновь попадая в желудок живых, вновь обретает жизнь чувствующую и разумную. 1.43 Разбить камень в мочевом пузыре. Возьми кору орешника, кости финика и камнеломку, семена крапивы, всего поровну. Из всего этого сделай мелкий порошок и принимай его за едой в виде приправы, или же утром в виде сиропа с теплым белым вином. 1.253. Посмотри на крылья, которые, ударяясь о воздух, поддерживают тяжелого орла в тончайшей воздушной выси, вблизи стихии огня, и посмотри на движущийся над морем воздух, который, ударяя в надутые паруса, заставляет бежать нагруженный тяжелый корабль; на этих достаточно веских и надежных основаниях сможешь ты постигнуть, как человек, преодолевая своими искусственными большими крыльями сопротивление окружающего воздуха, способен подняться в нем ввысь. 1.254. Сделаешь анатомию крыльев птицы, вместе с мускулами груди, движущими эти крылья. И сходное сделаешь у человека, дабы показать возможность, имеющуюся в человеке, держаться по желанию в воздухе при помощи взмахов крыльями. 1.258. Этот прибор испытаешь над озером и наденешь в виде пояса длинный мех, чтобы при падении не утонул бы. Надобно знать, что опускание крыльев может быть произведено силами обеих ног одновременно, — для того, чтобы ты мог задерживаться и оставаться в равновесии, опусти одно крыло быстрее другого, по надобности, так, как ты видишь, это делают ястреба и др. птицы. Леонардо да Винчи. Записные книжки, 1505-1515 гг.
Парацельс о болезнях.
О знаках. ... Каждый врач должен знать, откуда берется любая болезнь и каково ее происхождение. Если она возникла или приключилась от дурной пищи или питья, например от фруктов, зелени или других плодов земли, то и пользовать больного надобно средствами из зелени и корней. Ежели болезнь приключилась от минералов или металлов, то уж прежнее средство из зелени и корней от нее не поможет. А коль скоро болезнь приключилась или вызвана влиянием неба, то от нее не поможет ни снадобье из трав и корней, ни снадобье из минералов и металлов; пользовать можно только астрономически посредством некоего влияния, приписываемого водяному перцу. И наконец, последнее. Если болезнь или боль вызвана сверхъестественным образом, посредством волшебства или магического воздействия асцендента, то снадобья трех указанных выше типов не могут помочь, а требуется средство, которое также было бы магическим, сверхъестественным, и назначить его надлежит таким же способом, каким была вызвана болезнь. Т. Парацельс. Об оккультной философии, ок 1520 г.
Из «Легенды о докторе Фаусте»
Так как у Фауста был быстрый ум, склонный и приверженный к науке, то вскоре достиг он того, что ректоры стали испытывать его к экзаменам на степень магистра и вместе с ним еще 16 магистров, которых он всех превзошел и победил в понятливости, рассуждениях и сметливости. Таким образом, достаточно изучив свой предмет, стал он доктором богословия. При этом у него была дурная, вздорная и высокомерная голова, за что его всегда звали «мудрствующим». Попал он в дурную компанию, кинул Священное Писание за дверь и под лавку и стал вести беззаботную и нечестивую жизнь. Нашел доктор Фауст себе подобных, тех, что польстились халдейскими, арабскими и греческими словами, фигурами, письменами, заклинаниями, волшебством и прочим. Это полюбилось Фаусту, он стал изучать и исследовать их день и ночь. Не захотел более называться теологом, стал мирским человеком, именовал себя доктором медицины, стал астрологом и математиком, а чтобы соблюсти приличия, сделался врачом. Поначалу многим людям он помог своим врачеванием, травами, кореньями, водами, напитками, рецептами и клистирами. При этом был он красноречив и сведущ в Священном Писании... Все это развеял он по ветру, выгнал душу свою из дома за дверь, поэтому не должно быть ему прошения. Народная книга. История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике. 1578.
|