Воскресенье, 19.05.2024, 13:38
ЮВЕНТ
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Панорама культуры » Возрождение

Общий обзор
Эпоху Возрождения довольно трудно расположить в определенных временных рамках, поскольку понятие «эпоха Возрождения», в отличие от «эпохи Средних Веков», означает в первую очередь новации в искусствах, и лишь во вторую — политические изменения. Традиционно выделяют Раннее Возрождение (середина 13-го — конец 15-го века), Высокое, или Зрелое Возрождение (конец 15-го — середина 16-го века) и Позднее Возрождение (середина 16-го — начало 17-го века). Сам термин «Возрождение», употребленный впервые по-видимому Дж. Вазари, означает возрождение наследия греко-римской культуры в пластических искусствах, литературе, в некоторых областях науки. Античность изучали и ей подражали и в Средневековье, но отличие возрожденческого интереса к античной культуре в том, что она воспринималась как национальное наследие. В этом причина первенствующей роли итальянского Возрождения, повлиявшего на развитие искусства по всей Европе. Но пробуждение интереса к национальным корням было характерно не только для прямых наследников античной культуры, идеи Возрождения проникли и в Северную Европу. Там влияние Рима, воспринимавшееся как зависимость от чуждой культуры, вылилось в движение Реформации, которое разделило Европу на область романского мира (стран, находившихся внутри римского культурного ареала в период античности) и территорию вне этого ареала. Одним из результатов разделения христианской Европы стали непрекращающиеся войны и новые ориентиры политической власти в европейских государствах (макиавеллизм). Утратив религиозное единство, Европа потеряла и единую политическую цель — отвоевывание христианских святынь у неверных. В отличие от расширяющегося на Восток христианского мира Средневековья, Европа периода Возрождения (как и Нового Времени, вплоть до 1680 года) сама стала объектом экспансии со стороны Оттоманской империи, границы которой в период наибольшего ее могущества проходили в непосредственной близости от Вены.
В то же время эпоха Возрождения характеризовалась повышением интереса к человеку и окружающему его миру.
 Аллегория человека
 Живопись и скульптура Высокого Возрождения дала невиданные ранее и непревзойденные впоследствии образцы человеческой натуры, где «вещественное», «материальное» гармонично соединено с идеальным, божественное с человеческим.
 Давид
 Гармония распространялась на отношения человека и мира: портрет эпохи Возрождения — это, как правило, портрет на фоне раскрывающегося во все стороны горизонта.
 Пьерро делла Франческа
 Идеал эпохи Возрождения — органичный человек, многие известные люди этого времени были многогранными личностями и проявляли себя в различных областях. Интерес к человеку распространялся на все аспекты его существования, в том числе физиологии, анатомии, потенциальных возможностей организма (например, может ли человек летать).
 Рисунок Леонардо да Винчи
 Анатомические штудии Андреаса Везалия
 Изменилось и отношение к смерти, которую стали рассматривать не только как переход к иному существованию, когда человек должен дать ответ за свою жизнь и получить награду или наказание, но и как процесс телесного разложения. Смерть получила свой облик (чаще всего — скелет с косой) и стала предметом напряженных размышлений и художественных исканий.
 Ганс Бальдунг Грин
 Питер Брейгель
 Для портрета эпохи Возрождения характерно изображение человека в неразрывной связи с окружающим его миром, что говорит о возросшем в то время интересе к тайнам природы. Мир представлялся одновременно доступным исчислению и полным загадок. Поиск естественных причин природных явлений вовсе не исключал, с точки зрения ученого человека Возрождения, применения магических знаний и практик. Отсюда порожденный эпохой образ Фауста — ученого, пожелавшего узнать тайны мира при помощи магии и ставшего жертвой дьявола, которого он решил поставить себе на службу. Так, интерес к миру имел свою оборотную сторону в виде захлестнувшего Европу страха перед дьяволом.
 Дьявол собирает сплетни
 Слуг дьявола искали и находили повсюду, ведь именно тогда состоялось большинство процессов над ведьмами и колдунами.
 Дьявол, возвращающийся в ад
 В эпоху Возрождения были совершены два открытия и одно изобретение, изменившие облик мира: гелиоцентрическая гипотеза Коперника, открытие Нового Света и изобретение книгопечатания Гутенбергом. Одно из открытий лишило Землю центрального положения во Вселенной, а другое заставило пересмотреть статус Европы на нашей планете (до открытия Америки мир делили на Европу, Азию и Африку). Открытие книгопечатания существенно изменило роль книги — основополагающей ценности периода Средневековья. Издание книг большими тиражами поставило вопрос о более авторитетном рукописном оригинале, поскольку довольно скоро была выявлена неаутентичность всех существующих источников (вопрос имел особую остроту в связи с изданием книг Священного Писания).
 Библия Гутенберга
 
Имена и памятники
Раннее Возрождение.
Литература. Обработка античного наследия и поиск новых литературных форм. Джованни Боккаччо, цикл новелл «Декамерон» (1350-1353) — забавные истории, рассказанные в компании молодежи во время эпидемии чумы; создание архетипической модели: изящное как защита от жестокой действительности; Франческо Петрарка «Книга песен» (1327-1374). Платоновская академия во Флоренции (1459-1521). Филологическая критика и антиклерикализм: Лоренцо Валла «Рассуждение о подложности так называемого константинова дара» (1440, опубликовано в 1517). Издание Иоганном Гутенбергом 42-строчной Библии (1452 — 1456)
 Сочинения Платона
 Живопись и архитектура. Эксперименты с прямой перспективой, придание телесности и объемности изображаемому, разработка новой теории живописи и архитектуры. Мазаччо, фрески в церкви Бранкаччи, в церкви Санта-Мария дель Кармине (Флоренция) (1425 — 1428).
 Мазаччо
 Донателло, скульптура «Давид» (1430). Филиппо Брунеллески, купол собора Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция) (1420-36). Пьеро Делла Франческо, фрески в церкви Сан-Франческо (Ареццо) (1452-66). Леон Батиста Альберти, церковь Сант-Андреа (Мантуя) (1472-94), трактаты «О живописи», «О зодчестве».
 Купол собора Санта Мария дель Фьоре
 Высокое Возрождение.
Живопись и скульптура. Гармония духа и тела, ритма и колорита. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1483-4).. Леонардо да Винчи, фреска «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария делле Грацие (Милан) (1495-1497), портрет Моны Лизы (1503). Микеланджело Буанаротти, фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1508 -1512). Рафаэль Санти, «Сикстинская мадонна» (1513). Тициан «Оплакивание Христа» (1573-1576). Северное Возрождение; математически выверенная экспрессия и гротескная мистика: Альбрехт Дюрер гравюры из серии «Апокалипсис» (1498). Иероним Босх «Сад наслаждений» (конец 15-го в.). Живописные работы Питера Брейгеля (1550-е — 1560-е гг.)
Первое плавание Христофора Колумба; открытие островов Куба и Сан-Сальвадор (1492). Общественное устройство: разделение идеального и практического: Николо Макиавелли, книга «Государь» — руководство для политического лидера (1513). Томас Мор — изображение идеального государства в сочинении «Утопия» (1516).
 Утопия Томаса Мора
 Распад единого христианского мира Европы. Сожжение во Флоренции проповедника Джироламо Савонаролы (1498). 95 тезисов Лютера, положившие начало Реформации (1517). Казнь Томаса Мора, отказавшегося принять протестантизм. Основание Игнатием Лойолой Ордена Иезуитов (1537) как ответ на реформационное движение в Европе. «Варфоломеевская ночь» (1572) — избиение гугенотов в Париже. Казнь Мигеля Сервета Кальвином в Женеве (1553). Казнь Джордано Бруно в Риме как еретика, находившегося в общении с протестантами (1600). Эдикт о веротерпимости Короля Генриха 4-го (Нантский эдикт, 1598 г.).
 Расправа над гугенотами
 Сожжение Джироламо Савонаролы
 Естественные науки и естественная магия как единое целое: Агриппа Неттесгеймский. «Трактат о сокровенной философии» (1535). Андреас Везалий. «О строении человеческого тела» (1543). Николай Коперник «Об обращениях небесных сфер» (1543). Парацельс «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1566). Пророчества: Мишель Нострадамус «Столетия» (1555).
 Пророчества Нострадамуса
 Позднее Возрождение.
Кризис эстетических идеалов Высокого Возрождения. Маньеризм в живописи — сверхизысканность живописных форм, усложненный колорит (Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино и др.). Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586-1588).
Литература: распространение литературы «народных жанров»: авантюрный роман «Тиль Уленшпигель» (ок. 1478 ), использующий карнавальную эстетику роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»(1533 — 1552), «воровская лирика» Франсуа Вийона (1560-е гг.).
Страх перед дьяволом и борьба с ним. Книга Жана Бодена «Демономания» — сочинение, направленное против сомневающихся в существовании ведьм (1580). Появление «Народной книги»: «Легенда о докторе Фаусте» (1587). Пик процессов над ведьмами в Европе (90-е гг. 16 в.).
Рубеж Возрождения и Нового Времени
 Мишель Монтень «Опыты» (1580-1588). Шекспировский театр в Англии (конец 16 — начало 17 века). Мигель де Сервантес роман «Дон Кихот» (1605 — 1615). Фрэнсис Бэкон «Новый органон» (1620); сформировавшиеся в эпоху Возрождения научные взгляды на природу получили свое развитие в Новом Времени, наиболее пристальное внимание уделялось поиску универсальной научной методологии.

Категория: Возрождение | Добавил: Admin (20.01.2010)
Просмотров: 792 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Всего материалов
картинок192
фильмов и мультяшек 54
статей 23
игр 217
тестов 21

Категории раздела
Имперский Рим [21]
Древний Египет [14]
Возрождение [6]
Средние века [0]
Европа 17 век [0]
Россия 17 век [0]

Партнёры
8disk.NET фильмы




Поиск
Праздники России

Облако тегов

Статистика

ССЫЛКИ
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  •  
    yuvent.ucoz.ru