Послание фараона изгнаннику Синухе с приглашением вернуться в Египет
Подумай о дне погребения, о сопричислении к достоинству умерших. Получишь ты »ночь« и масла; и погребальные пелены из рук Таит. Составят для тебя погребальную свиту, изготовят золотой гроб для мумии и изголовье гроба из лазурита, и небо напишут над тобою, и певцы будут шагать пред тобою, будут плясать карлики у входа в гробницу твою. Прочтут тебе список заупокойных жертв, и вот — заклания многие у входа к жертвенникам твоим. Колонны гробницы твоей высечены будут из белого камня, и усыпальница твоя — средь усыпальниц царских детей. Не встретишь ты кончину в чужеземной стране, и не азиаты проводят тебя в могилу, и не будешь завернут в баранью шкуру, и не насыплют холма над тобою. »Повесть о Синухе«, около 1750 г. до н. э.
Геродот о погребальных обрядах египтян
Плач по покойникам и погребение происходят вот как. Если в доме умирает мужчина, пользующийся некоторым уважением, то все женское население дома обмазывает себе голову или лицо грязью. Затем, оставив покойника в доме, сами женщины обегают город и, высоко подпоясавшись и показывая обнаженные груди, бьют себя в грудь. К ним присоединяется вся женская родня. С другой стороны, и мужчины бьют себя в грудь, также высоко подпоясанные. После этого тело уносят для бальзамирования. Геродот. История. 2. 85.
О посмертном суде и воздаянии умершим
Вслед за сыном своим Са-Осирисом Сатни-Хемуас прошел дальше, в седьмой зал, и увидел там великого бога Осириса. Он сидел на троне из чистого золота, увенчанный короной Атеф. По левую руку от него стоял Анубис, великий бог, а по правую руку от него стоял Тот, великий бог, и все боги судилища царства мертвых теснились справа и слева от них. Перед ними стояли весы, на которых боги судилища царства мертвых взвешивали содеянное людьми добро и зло. Великий бог Тот записывал то, что показывали весы, а Анубис оглашал приговоры богов. Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем его добрые дела, они отдавали его во власть Пожирательницы — собаки повелителя царства мертвых, которая разрывала на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда. Но если они находили, что добрые дела человека более многочисленны, они вводили его в совет богов царства мертвых и душа его отправлялась на небо и пребывала там среди чистых душ. Если же они находили, что злодеяния человека равны его добрым делам, они помещали его среди кающихся душ, которые служат богу Сокаросирису. »Сказание о Сатни-Хемуасе и его сыне Са-Осирисе«, около 1200 г. до н. э.
»Эпикурейское« отношение к смерти
Владыки покоятся в пирамидах, Знать и жрецы — в гробницах. Но там лишь их мумии. Где ж они сами? Что с ними стало со всеми? Я знаю речения Имхотепа И мудрого Хорджефера; Слова их все повторяют и ныне, Но где отыскать их гробницы? Рухнули стены, исчезли бесследно, Как будто их не бывало. И уж никто не придет оттуда И не расскажет, что с ними. Наши сердца никто не утешит, Пока мы не встретим усопших сами Там, где они пребывают. Пусть же сердце твое веселится, Пусть позабудет о смерти! Не думай о дне своего погребенья, Следуй велениям сердца! Ты еще жив! Умастись же миррой! Оденься в тонкие ткани! Наслаждайся жизнью! Забудь печали! Все желанья свои исполни! Делай все, что сердце тебе прикажет, Пока не покинул землю. Придет и к тебе день скорби и плача, Но плача ты не услышишь, И не воскреснешь ты от рыданий, И сердце твое не забьется. Так веселись же! Забудь печали! Сокровища не унесешь в могилу. Так веселись же! Покинув землю, Ты уже на нее не вернешься. »Песнь арфиста«, около 1500 г. до н. э.
|