Египтяне о своих северных соседях
91. Скажу тебе о кочевниках: жалок азиат, плохо место, где он пребывает, горька там вода, труден доступ к нему от густых лесов, нелегки дороги горные. Странствует он с места на место. /.../ Сражается он со времен Гора, но не побеждает и не терпит поражений; не оповещает он о начале сражения и подобен грабителю, гонимому стражею. Когда я жил еще на земле, неодолимы были кочевники как стена крепостная... Страшится Египта кочевник, можешь не опасаться его — он крокодил лишь на своем берегу и грабит только на пустынной тропе, не хватает он в местности многолюдной. »Поучения гераклеопольского царя своему наследнику«, 16 в. до н. э.
Состязание мага из Египта и мага из »Страны негров«
... Тогда Гор, сын Па-Неше, приказал принести ему побольше чистого воска. Он изготовил из воска носилки и четырех носильщиков. Он произнес над ними заклинания, вдохнул в них дыхание жизни и оживил их. Потом приказал он носильщикам: — Этой же ночью отправляйтесь в Страну Негров и принесите сюда правителя Страны Негров. Дайте ему здесь при всем народе, перед лицом Фараона пятьсот ударов розгой и отнесите его обратно в Страну Негров. Совершите все это не более, чем за шесть часов! Ответили ему носильщики: — Мы все исполним и ничего не упустим! И вот порождения чародейства Гора, сына Па-Неше, полетели на облаках и той же ночью прибыли в Страну Негров. Они овладели правителем Страны Негров и принесли его в Египет. Они дали ему при всем народе, перед лицом фараона пятьсот ударов розгой, а затем отнесли его в Страну Негров. И все это совершили они не больше, чем за шесть часов...Тут презренный эфиоп произнес магическое заклинание, и пламя взвилось посреди зала приемов. Фараон Египта и дети его громко закричали, призывая на помощь: — Поспеши к нам, Гор, сын Па-Неше, хранитель книг! Тогда Гор, сын Па-Неше, сотворил заклинание, и с небес хлынул ливень, какие приходят с юга. Он хлынул прямо на пламя, и огонь в тот же миг погас. Произнес эфиоп новое заклинание, и огромная туча нависла над дворцом. В темноте никто не мог различить ни товарища своего, ни брата. Тогда Гор, сын Па-Неше, обратился к небесам с заклинанием, и небеса вновь очистились, а холодный ветер, нагнавший тучу, утих. Произнес Гор, сын негритянки, третье заклинание, и огромный каменный свод длиной в двести локтей и шириной в пятьдесят локтей накрыл фараона с его детьми и оставил Египет без повелителя, оставил землю без владыки. Фараон глянул вверх, увидел каменный свод над своей головой и громко вскрикнул. И все, кто был во дворце, закричали с ним вместе. Тогда Гор, сын Па-Неше, произнес свое заклинание. Появилась ладья из папируса, подняла тот каменный свод и уплыла вместе с ним на бескрайнее египетское озеро. Понял тогда презренный эфиоп, что ему не под силу бороться с чародеем Египта. Он прочел заклинание и стал невидим для всех, кто находился в зале приемов. Так он сделал, чтобы вернуться к себе на родину, в Страну Негров. Но Гор, сын Па-Неше, тотчас же прочел над ним свое заклинание и уничтожил чары волшебника эфиопа. Вновь предстал он глазам фараона и всех египтян, которые были в зале приемов. Так он сделал, чтобы вернуться к себе на родину, в страну негров. Но теперь он предстал перед ними в образе гусенка, готового улететь. Гор, сын Па-Неше, прочел над ним заклинание, опрокинул его на спину, и поставил над ним птичника с ножом в руке, готового прирезать того гусенка. »Сказание о Сатни-Хемуасе и его сыне Са-Осирисе«, около 1200 г. до н. э.
Комментарий В отличие от воинственных азиатов народы южных стран в представлении египтян »специализировались« на колдовстве и черной магии. Данный эпизод из »Сказания о Сатни-Хемуасе« заставляет вспомнить библейский рассказ о »соревновании« Моисея и Аарона с египетскими магами перед лицом фараона (Исх. 7.8-13). Интересно, что обоих волшебников в египетской повести зовут »Гор«. В предшествующей отрывку завязке рассказа сообщается о том, как маг из »Страны Негров« при помощи колдовства перенес фараона в »Страну Негров«, где он получил 500 плетей. В ответ египетский волшебник проделывает то же самое с Правителем »Страны Негров«, после чего происходит »очное« состязание обоих магов, где побеждает, конечно, маг из Египта.
|